Программа Помощь детям-сиротам в России (ARO)

Осуществлялась Российским представительством благотворительной организации Charities Aid Foundation


(CAF Россия)


в течение трех лет с августа 1999 года по ноябрь 2002 года при финансовой поддержке

Агентства США по международному развитию

(USAID – Российское представительство)

«Школа НКО»

была включена в программу как партнёр CAF Россия для проведения обучающих семинаров и тренингов для грантополучателей программы ARO.

Цели программы

• профилактика сиротства и развитие семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как альтернативы помещения их в сиротские учреждения;
• развитие системы социальных услуг на местном уровне для удовлетворения потребностей детей со специальными нуждами;
• социальная адаптация выпускников государственных сиротских учреждений для их более успешной интеграции в общество;
• развитие и укрепление взаимосвязей и взаимодействия организаций и объединений, работающих в области социальной защиты детей.

Задача программы

– путем профилактики сиротства и развития семейных форм воспитания помочь неправительственным организациям и их партнерам в государственном секторе решать проблему растущего числа детей, проживающих в детских сиротских учреждениях. Программа уделяла особое внимание поддержке эффективных и инновационных подходов и услуг, развитию и распространению успешных моделей на муниципальном и региональном уровнях; проектов по совершенствованию существующей системы социальной защиты детей, а также укреплению партнерских отношений между неправительственными некоммерческими организациями (НКО) в социальной сфере и региональными и местными органами власти.

Как это было

С момента начала реализации программы ARO для некоммерческих организаций занимающихся проблемами детей-сирот «Школой НКО» была разработана и проведена серия обучающих семинаров, которые включали в себя основные и вспомогательные темы, охватывающие круг профессиональной деятельности НКО. Это – правовые и бухгалтерские аспекты деятельности НКО, фандрайзинг (поиск средств), основы планирования и управления организацией, PR и основы путей взаимодействия НКО и власти.
Программа обучения предполагала, что, основываясь на собственных потребностях НКО будут выбирать из предложенных тем, а также предлагать свои. В первые два года организации не четко формулировали свои потребности в обучении и не предлагали никаких новых тем. Это объясняется тем, что основные потребности покрывались теми темами, которые были представлены в «Школе НКО».
Исследование заявок на участие в семинарах показало, что основными сложностями, с которыми сталкивались организации в процессе работы, были следующие:
— финансовые трудности
— недостаток опыта
— недостаток информации о НКО
— нехватка знаний
— нехватка специалистов
— неразвитое сотрудничество с другими НКО.

Именно на решение этих вопросов и направлен «Базовый курс». Этот семинар не только охватывает основные сферы деятельности НКО, но и позволяет установить хорошие человеческие контакты, что помогает в будущем создавать и реализовывать совместные проекты. Этим объясняется, что в первый год наибольшим спросом пользовался «Базовый курс» и спецкурс для бухгалтеров. В первый год в рамках «Школы НКО» обучение прошли 20 человек.
Во второй год существования программы, когда у организаций стали возникать дополнительные проблемы и трудности в реализации проектов, возникла необходимость проведения существенно большего количества семинаров по различным темам деятельности НКО и, в частности, тематических курсов. Наиболее востребованными из них темами семинаров являлись: Поиск финансирования и основы успешного развития НКО, Деловое общение, Реклама социально значимых проектов. За год на тематических курсах обучилось 82 человека, что показывает значительное увеличение числа участников, по сравнению с первым годом программы. Эта тенденция также была продемонстрирована и на Базовых курсах и на курсах для специалистов.
Если в первый год на Базовом курсе обучилось 10 человек, то во второй год – 14. В большей степени увеличилась потребность в обучении специалистов организации – бухгалтеров, юристов, фандрайзеров. В первый год курсы для специалистов посетили 5 человек, во второй – 24. Это говорит о том, что организации стали больше внимания уделять профессиональному росту своих сотрудников, что в конечном итоге, играет не последнюю роль в комплексном развитии организации и успешной реализации конкретных проектов.
Всего во второй год реализации программы прошли обучение 121 представитель некоммерческих организаций. Это 45,6% от общего числа участников программы ARO.
В завершающий программу третий год наиболее востребованными темами семинаров были Фандрайзинг, Деловое общение и Предпринимательская деятельность в НКО. Больший процент руководителей организаций прошли обучение на Базовом курсе. Такие приоритеты в выборе тем являются обоснованными и прогнозируемыми, т.к. основные проблемы, с которыми сталкиваются некоммерческие организации в своей деятельности – это ограниченные финансовые возможности и отсутствие стабильных взаимоотношений с представителями государственных структур и СМИ. Но, не менее важными и значимыми являлись темы, охватывающие вопросы стратегического планирования деятельности организации, построения команды и этики благотворительности. Число участников курсов для специалистов уменьшилось практически в два раза. Это свидетельствует о том, что основная часть организаций была удовлетворена профессиональным уровнем своих специалистов. Всего за третий год программы прошли обучение 113 представителей некоммерческих организаций, что является 42% от общего числа участников программы ARO.
В третий год были организованы специальные курсы только для грантополучателей программы АРО. Темы были построены, исходя из потребностей этих организаций, и направлены на привлечение финансирования из местных источников и на построение работы с другими НКО. Отдельный блок был посвящен сотрудничеству НКО, работающих в данной сфере, при организации совместных информационных компаний.
Незначительное снижение количества участников в третий год по сравнению со вторым годом программы, объясняется, во-первых, растущей стабильностью организаций – участников программы, во-вторых, возможностью регулярно повышать свой профессиональный уровень на учебных семинарах и возможностью получать индивидуальные консультации по мере необходимости.
Организациям предоставлялись юридические и бухгалтерские консультации. Это позволило организациям принять грамотные решения по налогообложению, ведению бухгалтерского учета и отчетности, отстаивания своих интересов в налоговых органах. Многим организациям консультации помогли относительно сократить потери, связанные с санкциями и штрафами фискальных органов.
Также предоставлялись консультации по фандрайзингу, которые помогали организациям расширить представление о возможных источниках финансирования по их тематике, использовать наиболее эффективные модели привлечения средств, научили привлекать средства из разных источников.
Как результат, после получения консультаций по фандрайзингу организации становятся более устойчивыми и в меньшей степени зависят от одного источника финансирования.

Проведенный после завершения программы опрос участников семинаров наглядно продемонстрировал качественное влияние обучения на общий уровень развития организаций и повседневной деятельности. Можно привести некоторые примеры из ответов участников по поводу оказанного влияния обучения на работу их организации.

Телефонный опрос участников семинаров «Школа НКО»
грантополучателей программы ARO

(проводился в ноябре 2002 года сотрудниками CAF Россия)

Абонент

– Красовский Тарас Викторович
Московская областная благотворительная общественная организация инвалидов с детства «Такие же, как вы»

Проект

«Блистающий мир»

Ф.И.О. сотрудника, проходившего обучение на семинаре «Школы НКО» —

Красовский Тарас

Название семинара —

Базовый курс

Дата проведения семинара —

14-26.05.2000г.


Оценка результатов применения на практике полученных во время обучения на семинаре знаний и навыков

В мае 2000 года мы были очень молодой организацией, которая только начинала свою деятельность, поэтому обучение на Базовом курсе оказало огромное значение для успешного развития нашей организации.
Темы, которые преподавались на семинаре, помогли нам не только научиться планировать свою работу, но и развивать финансовую устойчивость организации.
Большую помощь в нашей работе оказали раздаточные материалы семинара, в которых содержалась информация и о юридических аспектах деятельности НКО и о бухгалтерских. Такой информацией мы тогда просто не обладали и не знали, где ее можно получить.
Сами формы проведения обучения, построенные как тренинги, развивают уверенность и ориентируют на успешность.
Через три месяца после окончания семинара мы написали первую заявку на получение гранта по программе «Новый день» и выиграли конкурс. Каким образом нужно планировать проект и как писать саму заявку – эти знания мы получили во время обучения на семинаре.
Также мы установили взаимоотношения с другими НКО из разных регионов РФ, с которыми и сейчас поддерживаем отношения. Это был выход из своеобразной информационной блокады, в которой мы находились, когда только начали свою деятельность.
На сегодняшний день мы успешно реализуем несколько проектов, направленных на реабилитацию инвалидов с детства, т.е. мы значительно выросли, как организация.

Абонент

– Демьянчик Людмила Васильевна

РОБО «Педагогический поиск»

Проект

«Психолого-педагогическая помощь семье с приемным (опекаемым) ребенком»


Ф.И.О. сотрудника, проходившего обучение на семинаре ‘Школы НКО’

Название семинара

Дата проведения семинара
Демьянчик Людмила Васильевна Базовый курс 21.01-01.02.2002г.
Дубаталова Вера Петровна Основы бухучета в НКО 05-07.02.2002г.
Горшкова Вера Казимировна Как просить деньги и не падать в обморок 12-14.02.2002г.


Оценка результатов применения на практике полученных во время обучения на семинаре знаний и навыков

После прохождения обучения на семинарах Школы НКО появилась своего рода уверенность в значимости своего социального статуса.

Очень помогло в нашей последующей деятельности освоение таких тем, как «Деловое общение», «Этика благотворительности, «Построение команды», т.к. по роду нашей деятельности мы постоянно общаемся с представителями государственных учреждений, занимающихся вопросами установления опеки и усыновления детей.
Также после обучения на семинарах у нас появилось много новых проектов, по которым мы подавали заявки на получение финансирования. Это стало одним из основных источников финансирования нашей организации. Появилась возможность осуществлять те проекты, которые раньше мы не могли себе позволить.
Большую помощь в повседневной работе до сих пор оказывают те раздаточные материалы, которые мы получили на семинарах.
Еще хотелось бы добавить, что мы хотим продолжить обучение на семинарах Школы НКО, чтобы и дальше повышать свой уровень знаний для совершенствования нашей работы.

Таким образом, можно с уверенностью констатировать факт положительного влияния обучения на развитие профессиональной деятельности некоммерческих организаций – участников программы ARO.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *